Новое поколение

Команда "Новое поколение"

Наш девиз: Не нравится -возражай, 
                    возражаешь-предлагай,
              предлагаешь-делай! 
                Берись за дело смело!
    Изучим мы причастие
И вынесем вердикт!
           Подружимся с командами
И заведем дневник.
           Суд Соломона праведный
Всех нас объединит!


                        

   Денис - эксперт-историк                                      Володя - эксперт-лингвист                                                                     

              

                                                                      

Ангелина - капитан,эксперт-исследователь                    Татьяна- эксперт-писатель

Виктория -эксперт- художник

Координатор команды Яцкевич Ирина Станиславовна, 

учитель русского языка и литературы Субботникской средней школы

Гродненская область
Республика Беларусь

Цель работы: развитие умения работать с информациеи и медиасредствами

Желаем всем участникам проекта обогатить себя новыми знаниями !

Разрешение здесь




Заседание первое "Темная личность"


Команда "Новое поколение"

Наш вердикт: не виновны! 
Причастие и деепричастие отвоевали свое место под солнцем в русском языке. М.В.Ломоносов считал недопустимым образование причастиия от русских глаголов. Так, он пишет: «Действительного залога времени настоящего причастия кончающихся на -щий, производятся от глаголов
Славянского происхождения: венчающий, пишущий, питающий; а весьма не пристойны от простых Российских, которые у Славян неизвестны: говорящий, чавкающий». То же отмечается им относительно страдательных причастий настоящего времени «От Российских глаголов, у Славян в употреблении не бывших, произведенные, например: трогаемый, качаемый, мараемый, весьма дики и слуху несносны», и относительно причастий прошедшего времени действительного залога: «… например, брякнул, брякнувший, нырнул, нырнувший, весьма противны». При этом Ломоносов отмечает и большую уместность причастий для высоких стилей речи, указывая, что они «приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, нежели в простом штиле, или в просторечии».
В настоящее время, через два столетия после Ломоносова, ограничений в образовании причастий от чисто русских глаголов, чуждых старославянскому языку, не сохранилось. И демонстрируемые Ломоносовым примеры недопустимых причастий не создают того впечатления оскорбления языкового чутья, о котором он говорит с такой категоричностью, и вполне допустимы. Основные разряды полных причастий являются продуктивными и без труда образуются от любых глаголов, в том числе от новообразований (яровизирующий, яровизировавший, яровизируемый). Наименее распространены страдательные причастия настоящего времени, но и они у некоторых типов глаголов продуктивны (засоряемый, формируемый, хранимый) и непродуктивны лишь с суффиксом -ом- (несомый, ведомый, искомый).
Но и в настоящее время, во-первых, причастия являются принадлежностью литературного языка (они отсутствуют в диалектах); во-вторых, они почти не встречаются в разговорной речи.




Заседание 2. "Внимание - ошибки!"

Команда "Новое поколение"

Команда изучила материалы дела, проанализировала ошибки в выбранном тексте.Наши эксперты выполнили задания тренажёров, составили алгоритм "Знаки препинания при причастном обороте"и пришли к выводу,что причастие не нарушает порядка, оно выполняет все законы языка. Нарушителями правил языка могут быть нерадивые ученики, которые не замечают причастные и деепричастные обороты и не умеют выделять их знаками препинания.

Наш вердикт: не виновны! 



3)
Еще в детстве я полюбил зеленые высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчелы гудели над цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.
Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою  пожелтевшую листву, и у оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве,
 шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке. 



Заседание 3 "Зри в текст"

Эксперимент


Цепь, шедшая в сорока саженях позади чехов-разведчиков, после первого же залпа залегла. Ракета вскинула алое зарево; при свете его Валет увидел, как солдаты муравьями ползали меж кустов и деревьев, уже не брезгуя грязной землей, а прижи­маясь к ней, ища защиты. Люди копошились у каждой рытвин­ки, никли за каждой крохотной складкой земли, совали головы в каждую ямку. И все же, когда майским ливнем буйно брызнул и затопотал по лесу стрекочущий пулеметный огонь,— не выдер­жали: ползли назад, до предела втягивая головы в плечи, гусе­ницами влипали в землю, передвигались, не сгибая ни рук, ни ног, ползли по-змеиному, влача за собою по грязи след... Некото­рые вскакивали и бежали. По лесу, осекая хвою, щепя сосны, с гадючий шипом, зарываясь в землю, скакали и, чмокая, рвались разрывные пули. (М. Шолохов.)



Цепь, которая шла в сорока саженях позади чехов-разведчиков, после первого же залпа залегла. Ракета вскинула алое зарево; при свете его Валет увидел, как солдаты муравьями ползали меж кустов и деревьев, они уже не брезговали грязной землей, а прижи­мались к ней, искали защиты. Люди копошились у каждой рытвин­ки, никли за каждой крохотной складкой земли, совали головы в каждую ямку. И все же, когда майским ливнем буйно брызнул и затопотал по лесу пулеметный огонь,которыи стрекотал,— не выдер­жали: ползли назад, до предела втягивали головы в плечи, гусе­ницами влипали в землю, передвигались, не сгибали ни рук, ни ног, ползли по-змеиному, влачили за собою по грязи след... Некото­рые вскакивали и бежали. По лесу осекали хвою,щепали сосны,с гадючий шипом зарывались в землю, скакали , чмокали, рвались разрывные пули. (М. Шолохов.)
иллюстрация



В результате эксперимента  пришли к выводу, что благодаря использованию причастий и деепричастий, изображение событий получается более полным.
Причастия и деепричастия поясняют основное действие, делают повествование объемным. Деепричастия не только поясняют способ действия, но и подчеркивают динамику событий. Деепричастия несовершенного вида, благодаря наличию открытых слогов, способствуют созданию впечатления длительности действия.







                                                   Зимняя природа
Зима пришла  негромкими шагами, осыпая  деревья серебристым инеем, покрыла землю белоснежным покрывалом. Весь в снегу, лес  таинственен и загадочен. Идешь по нему, и, кажется, находишься в каком-то королевстве сверкающих драгоценных камней. И невольно удивляешься тому, что не слышишь ни жужжания порхающих по лесу насекомых, ни шороха листьев под ногами. Природа зимою чиста и немного аскетична. Но жизнь в зимнем лесу всё равно продолжается. Тихо в лесу: всё живое попряталось в норы и щели. И только слышен стук дятла. Он, перелетая с ветки на ветку, ищет больные деревья. Солнце, наполовину закрытое тучами, все же посылает на землю солнечные лучи, которые создают прекрасные узоры на снегу. Ветер, завывая во всю мощь, покачивает молодые деревца. И даже старая сосна, выросшая на опушке, поддается этой силе, громко скрипя.
Зима – это самое волшебное и прекрасное время года. Время, когда природа отдыхает, и, в то же время, набирается сил к весне, готовится к ней. Вот и эти величавые ели и сосны. Они перешептываются друг с другом наверняка о весне. Но не стоит торопить весну.


                                                                                   Ангелина С.

6 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ) Принять приглашение стать автором блога.

      Удалить
    2. Спасибо, приглашение приняли.

      Удалить
  3. Интересная информация. Спасибо! Александра Н.,"Новокузнецкие адвокаты"

    ОтветитьУдалить
  4. Очень хорошо поработали эксперты! Благодарю за замечательную работу!

    ОтветитьУдалить